Меню Содержимое
Главная

Конференции

Русский
English

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Гомеопатический феномен и высшая нервная деятельность Печать
Журнал Натуропатия и гомеопатия, 2005,1,36-43

Докт. мед.наук Комиссаренко А.А., канд.мед. наук Салычева Л.В.


В течение двух веков гомеопатии отводилась роль одного из методов лечения. Однако, клинические наблюдения, эксперименты с неорганическими и живыми объектами, проведенные во многих странах мира в течение длительного времени позволяют заключить, что мы имеем дело с проявлениями общебиологического закона.
Сущность гомеопатического лечения заключается в лекарственной информационно-волновой экспрессии определенных участков ДНК нейронов управляющих центров мозга, контролирующих защитные силы организма и, прежде всего, барьерную функцию и иммунный ответ (21,30). Однако многие заболевания развиваются без непосредственного воздействия на организм материальных патогенных факторов внешней среды. Все эти заболевания, так или иначе, связаны с психическими реакциями человека и относятся к психосоматической патологии (3).
В современном понимании психосоматика, возникшая на стыке неврологии, психиатрии и внутренней медицины, рассматривается также и как метод исследования взаимодействия психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Широту этого представления определяют слова Л. Энтральго: "Искусство лечения, каковым бы оно ни было, во все времена являлось психосоматическим, и оно должно быть таким, не взирая на вид и характер патологии" (Цит.по 3).
Этим подчеркивается роль высших функций головного мозга в развитии внутренних болезней. Возникают вопросы, каким образом на психосоматическую патологию воздействуют гомеопатические препараты, т.е. как гомеопатический фактор может влиять на высшие функции центральной нервной системы, такие как восприятие, эмоции, память.
Как известно, в практической гомеопатии при подборе лекарств по подобию симптомы, связанные с нарушениями психической деятельности являются доминирующими. С другой стороны, многие гомеопатические препараты в процессе лечения, так или иначе, влияют на функции высшей нервной деятельности.
Однако до настоящего времени механизмы восприятия, образования эмоций, появление, сохранение и воспроизведение памяти остаются недостаточно выясненными. Также не уточнены мозговые центры, сохраняющие следы памяти (энграммы) (7).
Изучая гомеопатический феномен, мы пришли к выводу, что ответ на вопросы о механизмах возникновения и реализации различных психических проявлений необходимо искать, принимая во внимание принцип подобия, лежащий в основе учения С.Ганемана (5). Информационная сущность гомеопатического феномена сближает его с психическими функциями, также основанными на внешнем информационном воздействии.
Как известно, все события, воспринимаемые человеком получают эмоциональную окраску и соотносятся с имеющимся у него опытом, обусловленным наличием памяти. В свою очередь и возникновение эмоций связано с познавательными способностями, т.е. с восприятием и оценкой разнообразных сенсорных сигналов, а также с механизмами памяти (8).
Деятельность каждого индивида основана на восприятии внешнего мира. Восприятие – это психическая функция, связанная с отражением в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств, в ходе которого происходят упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий (11).
При любом контакте с внешней средой, раздражение рецепторов органов чувств превращается в энергию импульса, который несет в мозг закодированные сведения о различных характеристиках раздражающего объекта, т.е. возникает ощущение. Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. При этом рецепторы воспринимают строго специфические раздражения с соответствующими колебательными параметрами, несущие определенную информацию. Так свет не воспринимается слуховыми рецепторами, а глаз не реагирует на звуки и т.д. (18).
Следовательно, первой ступенью восприятия являются строго дифференцированные ощущения, возникающие при подобии колебательных параметров раздражителя и рецептора. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. При этом оно не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Наиболее важными особенностями восприятия являются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность (11).
Импульсы, образующиеся в рецепторах органов чувств при их раздражении поступают в т.н. релейные нейроны зрительного бугра, осуществляющие анализ поступающей информации. Они, как подчеркивает А.Лурия (12), обладающие высочайшей специфичностью, реагирующие только на определенные признаки. Так, в зрительном анализаторе существуют нейроны, которые реагируют только на наклонные или на прямые линии, на острые углы или на плавные, округленные очертания, только на движения объекта от периферии к центру или от центра к периферии, а также на отдельные нюансы того или иного цвета. Установлено, что число таких высокоспециализированных нейронов в анализаторе доходит до 40—50% всех нервных элементов.
Эти нейроны воспринимают образ разделенным на огромное число составляющих его частей, что позволяет выделить различные его признаки, которые тем самым становятся доступными для кодирования и управления. Затем информация поступают в первичные или проекционные зоны коры не только с высокой специфичностью нейронов, но имеющих и второй вид нервных клеток, которые являются мультимодальными и могут реагировать на раздражения, приходящие также и из других органов чувств.
Следующий этап переработки информации осуществляется вторичными воспринимающими и интегрирующими центрами, составляющими гностические зоны коры, где в большем количестве присутствуют нейроны, осуществляющие синтетическую функцию. Эти нейроны имеются в некоторых чувствительных ядрах зрительного бугра и в различных отделах первичной и в более сложно построенных вторичных отделах коры.
На этом этапе нейроны, получившие название «ассоциативные», объединяют импульсы, идущие от отдельных анализаторов. В ассоциативных нейронах импульсы суммируются по принципу простраственно-временного кодирования, т.е. последовательно собираются в строго определенную волну, отражающую всю совокупность поступивших импульсов, характеризующую смысловые единицы (например, слова или детали зрительного образа).
Конечной инстанцией формирования восприятия являются третичные центры - зоны перекрытия корковых отделов различных анализаторов, расположенных на границе затылочной, височной и заднецентральной коры. В этих центрах в результате каскадного распространения разрозненные волны от разных анализаторов интегрируются и приобретают стабильные параметры, образуя законченные смысловые конструкции - фразы, зрительные образы и т.д. (11).
Следовательно, восприятия человека - сложнейший процесс активного отбора тех элементов информации, которые соответствуют поставленной перед человеком задаче. Разные задачи приводят к выделению в одном воспринимаемом поле совершенно различных элементов. Поэтому одно и тот же может восприниматься по-разному различными людьми (11).
Поступившая в организм волна затем идентифицируется с информационным полем, хранящимся в памяти в виде энграмм, имеющих аналогичные колебательные характеристики. Такая идентификация и позволяет определить смысловую значимость и эмоциональную окраску поступившей в мозг информации.
Экспериментально показано, что воспринимаемая субъектом картина соотносится с имеющимся у него опытом, обусловленным наличием памяти. Воспринимаются не геометрические формы, а образы вещей, известных из прошлого опыта. Это значит, что из всей массы раздражителей отбираются те признаки, которые на данное время играют ведущую роль. Эта совокупная информация интерпретируется мозгом для создания той мысленной конструкции, которая является восприятием внешнего мира в данный момент (11).
Суммация ощущений, происходящая в мозговых структурах и скоррегированная сохраненным в памяти опытом, определяет такую психическую функцию как восприятие. Основу механизмов восприятия составляет лежащий в основе гомеопатического феномена принцип подобия колебательных параметров нервных импульсов аналогичным характеристикам хранящейся в мозгу информации.
Следовательно, рецепторы органов чувств, реагируя только на специфические внешние раздражения, колебательные параметры которых подобны колебаниям самих рецепторов, превращают раздражение в энергию импульса, несущего в мозг закодированные сведения о различных характеристиках раздражающего объекта, т.е. возникает ощущение.
Поскольку существуют тесные и сложные нервные связи между мыслящей корой большого мозга и чувствующей лимбической системой, каждое взаимодействие с окружающим миром всегда окрашивается каким-то эмоциональным оттенком. Эмоциональная окраска восприятия также зависит от индивидуального опыта человека. В известной степени эмоции являются собирательным термином, объединяющих довольно разнообразный круг субъективных переживаний (18).
Первично поступающая через органы чувств информация, получает эмоциональную окраску, определяемую не только прежним опытом, но и состоянием организма в момент поступления этой информации в мозг. Известно, например, что одни и те же слова в различных ситуациях у различных людей могут вызывать прямо противоположные эмоции.
Рассматривая эту проблему с позиций механизмов гомеопатического воздействия и учитывая информационную природу памяти и эмоций, можно ответить на многие вопросы возникновения эмоциональной окраски восприятия всего происходящего во внешней и внутренней средах, а также образования, консолидации и воспроизведения следов памяти.
Каждый орган и любая система организма постоянно посылают сигналы по волокнам ретикулярной формации о своем состоянии в гипоталамические центры. Выявлено, что ретикулярная формация пропускает только новую или часто повторяющуюся информацию (22). При развитии патологического состояния в каком-либо органе, сигнал от него идет не только в гипоталамические центры, но и в структуры лимбической системы. Эти сигналы, а также импульсы, поступающие в мозг из органов чувств проходят через анатомические образования, расположенные в ретикулярной формации и носящие название «голубое пятно» и «черная субстанция». Эти ядра состоят из нейронов, отростки которых образуют дивергентные сети с одним входом и многочисленными выходами (8).
Импульсы с отрицательной окраской поступают в нейроны голубого пятна, медиатором которого является норадреналин. Положительно окрашенные импульсы поступают в нейроны черной субстанции, выделяющих медиатор дофамин. Есть основания полагать, что в нейронах голубого пятна, при наличии патологической импулъсации из организма, происходит корректировка восприятия информации, поступающей из органов чувств, определяя ее отрицательную окраску.
В черной субстанции изменений волны не происходит, поскольку ее нейроны не запрограммированы на восприятие патологической информации, а, следовательно, в ней фиксируется положительная эмоциональная окраска поступающих импульсов.
От голубого пятна и черной субстанции, эмоционально окрашенные информационные сигналы по дивергентным сетям поступают в различные отделы мозга и, прежде всего лимбическую систему (к миндалевидному телу и гиппокампу) (22). Здесь происходит формирование стабильных и длительно сохраняющихся следов памяти - энграмм. Импульсы с негативно окрашенной информацией поступают в гиппокамп, который, очевидно, и является местом хранения информации с такой эмоциональной окраской. Положительная информация сохраняется в нейронах миндалины. Это подтверждается экспериментами, в которых при раздражении миндалины отмечался выраженный парасимпатический эффект, тогда как ее удаление сопровождалось реакцией страха, гнева и другими отрицательными эмоциями (17,22)
Получившая эмоциональную окраску информация поступает и в корковые отделы лобных долей головного мозга, где происходит суммирование информации из различных корковых анализаторов, что позволяет составить полную картину об окружающем мире. В результате могут образовываться постоянные связи между сигналами из окружающей среды и мотивационными поведенческими реакциями (26,29).
Следовательно, эмоциональная окраска воспринимаемой человеком информации определяется его опытом, сохраненном в памяти, и состоянием организма в момент поступления этой информации.
Известно, что если физиологические последствия какого-то события значительны, организм сделает все возможное, чтобы надолго сохранить память о нем. Если же они не представляют особого интереса, это событие, скорее всего, будет быстро забыто. Следовательно, процессы, происходящие в памяти по отбору информации, которая требует постоянного хранения, зависят от эмоциональной оценки поступающей информации (27).
Для выяснения пространственной организации памяти в мозгу животных обучали решению определенных задач, а затем удаляли один за другим различные участки коры головного мозга в поисках места хранения следов памяти. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти место, где хранятся энграммы,- не удалось. В дальнейшем было выявлено, что для памяти важны многие области и структуры мозга помимо коры (26).
Попытки локализовать энграммы в мозгу млекопитающих показали: во-первых, почти все корковые и подкорковые отделы головного мозга могут участвовать в запоминании (даже при обширном повреждении мозга способность к запоминанию сохраняется); во-вторых, различные процессы памяти затрагивают лишь строго определенную популяцию нейронов, не влияя на соседние нервные клетки (17,18).
Д.Хебб предложил теорию происходящих в памяти процессов и ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память - это активный процесс ограниченной длительности не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе. Автор полагал, что при установлении замкнутых нейронных цепей (например, путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре), нейроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение этих нейронов будет активировать весь ансамбль. Так, по мнению автора, может осуществляться хранение информации и ее повторное извлечение под влиянием ощущений, мыслей или эмоций, возбуждающих отдельные нейроны клеточного ансамбля (24).
Отсутствие строгой локализации энграмм, под которыми принято понимать совокупность изменений в ЦНС, связанных с фиксацией следа памяти, не противоречит известным сведениям о существовании определенных мозговых структур, функция которых непосредственно связана с процессами памяти. Установлено, что к таким структурам в первую очередь относятся гиппокамп и миндалевидный комплекс, а также ядра средней линии таламуса. При разрушении этих структур у животных и при их поражении у людей, вызванном травмой или заболеваниями, нарушаются процессы выработки условных навыков и запоминания информации (2).
Исходя из представлений об информационном регулировании многих функций организма, можно представить механизм образования энграмм, являющихся материальным носителем хранящейся в мозгу информации. Установлено, что откладывающиеся энграммы соответствуют 5-9 единицам информации (22). Для закрепления энграммы необходимо повторение аналогичного информационного воздействия (1,19).
Изначально формирование энграмм при поступлении незнакомой информации происходит в момент синаптической передачи сигнала. При этом вокруг синапса возникает электромагнитное поле, которое и является следом информации, закрепленным на длительное время в жидких межклеточных структурах. Основой памяти воды, составляющей межклеточную жидкость, является ее способность сохранять структурно-информационные свойства во времени (9,14).
Сохранение в виде электромагнитного поля на кластерах околоклеточной жидкости информации может быть очень продолжительным, надежным, бесконечным в объеме, легко «отыскиваемым» и безотказным в соответствующих ситуациях (14).
Электромагнитная природа энграмм подтверждается опытами, которые показали, что следы памяти о выработанном в лаборатории (условно-рефлекторным методом) у животного поведении, можно разрушить с помощью некоторых процедур (электрическое раздражение некоторых участков мозга или инъекция различных гормонов), если применить их вскоре после обучения (27).
Импульсы, образующиеся в рецепторах органов чувств, поступают в специфические (релейные) нейроны зрительного бугра (таламуса) в соответствии с соматотопическим представительством (1,13,19). От этих нейронов, воспринимающих внешнюю информацию, импульсы направляются в ассоциативные нейроны таламуса, где нервные сигналы суммируются по принципу временно-простраственного кодирования (20). Приходящие сигналы последовательно собираются в строго определенную, отражающую всю совокупность поступивших импульсов, волну, характеризующую смысловую единицу.
Из таламуса импульсы поступают в различные структуры головного мозга, включая корковые области и подкорковые образования (13). В корковых центрах информационные волны в результате каскадного распространения объединяются на последующих нейронах, образуя законченные смысловые фразы, зрительные образы и т.д. (22)
Поступающая от органов чувств информация, закодированная в виде электрохимических сигналов, попадает на мембрану нейронов всех перечисленных структур мозга. Если в них хранятся энграммы в виде электромагнитных колебаний с подобными информационно-волновыми характеристиками, то возникает резонирующий эффект, значительно усиливающий поступающий сигнал, что позволяет информационной волне проникнуть в нейрон (16,23). Во всех других случаях нейрон не отреагирует на поступивший сигнал.
Следовательно, через мембрану в нейрон проходят электромагнитные волны, составляющие основу энграммы только тогда, когда на мембрану поступает электрохимический сигнал с колебательными характеристиками, соответствующими данным энграммы. Прошедшие в нейрон информационно-волновые импульсы резонируют с соответствующим участком ДНК, экспрессируя гены, также имеющие подобные колебательные характеристики (21,30). Экспрессия генов позволяют усилить специфическую деятельность нейрона (4,15).
Так, экспрессирование нейронов гиппокампа в результате попадания негативной информации в мозг поступают импульсы в ядра таламуса, имеющие мощные связи с гипоталамусом (8). В обычной ситуации из нейронов указанных ядер в гипоталамические структуры постоянно поступают репрессирующие импульсы. Эти импульсы сдерживают активность генов-экспрессоров, составляющих до 40% от всех генов в нейроне (4).
Судя по данным многочисленных экспериментальных исследований, гены обычно не действуют все время в полную силу, с тем, чтобы непрерывно синтезировались все существующие в клетке ферменты (6). В нормальных условиях деятельность каждого гена в большей или меньшей степени репрессирована (подавлена); если же в результате того или иного изменения среды возникает потребность в каком-либо ферменте, то происходит дерепрессия гена и усиление синтеза нужного фермента. Полная дерепрессия одного гена может привести к синтезу большого количества фермента, которое может составить 5-8% суммарного содержания всех белков в клетке. Следовательно, репрессия и дерепрессия генов необходимы, чтобы обеспечивать усиление или ослабление синтеза того или иного фермента в ответ на изменение потребности в нем (4).
Воздействие на клетки таламуса негативной информации приводит к погашению репрессирующих импульсов. В свою очередь, это ведет к экспрессии функционирующих генов, усиливая деятельность нейронов гипоталамуса, относящихся к симпатической системе. Этот механизм существует в норме и направлен на немедленное включение вегетативных реакций (повышение АД, учащение пульса, усиление моторики кишечника и др.), для обеспечения деятельности организма в экстремальных ситуациях (бег, борьба и т.д.).
Как известно, вегетативная нервная система осуществляет общее регулирование путем небольших сдвигов в активности двух своих в целом сбалансированных отделов - симпатической и парасимпатической нервной системы. Различные изменения внешней и внутренней среды приводят к временному преобладающему влиянию того или другого отдела. Функция каждого из этих отделов имеет сенсорный компонент, воспринимающий различные физические или химические факторы, и эффекторный компонент, отвечающий изменениями активности отдела для поддержания постоянства внутренней среды (22).
Естественно, если у человека постоянно доминирует негативная информация, то он испытывает постоянную активацию деятельности симпатической системы. В этих условиях нарушается баланс симпатической и парасимпатической отделов вегетативной нервной системы, который во многом определяет функциональное состояние организма, которое мы называем здоровьем.
В зависимости от того, какие участки ДНК нейронов вегетативных центров больше экспрессируются в условиях постоянной негативной информации, мы можем наблюдать у человека развитие различных заболеваний внутренних органов и систем (гипертоническая болезнь, острая сосудистая патология, язва желудка и др.).
Следовательно, предрасположенность к психосоматическим заболеваниям зависит от склонности человека воспринимать окружающее в негативном плане, а особенность патологии связана со способностью определенных генов экспрессироваться в большей мере, чем это происходит у других генов.
Естественно, что при наличии энграмм с негативной эмоциональной окраской, поступление в мозг аналогичной информации будет способствовать закреплению и увеличению мощности этих энграмм. Тогда как положительная информация способна ослабить и даже уничтожить отрицательные энграммы.
Такая целенаправленная положительная информация может поступить при правильно подобранном гомеопатическом лечении, а также грамотно проводимой психотерапии. Этим и объясняется эффективность гомеопатии и психотерапевтического лечения при психосоматических и пограничных заболеваниях. Однако в отличие от гомеопатического воздействия, которое позволяет влиять на все уровни мозговой деятельности, для психотерапевтического воздействия недоступны вегетативные структуры и, в частности, гипоталамус (10).
При приеме гомеопатического препарата его электромагнитная волна, подобная отрицательной энграмме, но смещенная на половину фазы ее волны, будет погашать колебания энграммы, ликвидируя ее. В то же время ликвидировать энграммы с положительной для организма информацией таким образом невозможно, т.к. они не имеют смещения фазы информационной волны. Если волны гомеопатического препарата и положительных энграмм совпадут, то они будут резонировать, увеличивая мощность энграмм.

В ы в о д ы

1. Гомеопатический феномен и психические функции человека связаны с информационно-волновыми процессами, являющимися проявлением общебиологического закона.
2. Механизмы возникновения и реализации гомеопатического воздействия и функций высшей нервной деятельности основаны на принципах подобия:
- Рецепторы органов чувств реагируют только на специфические внешние раздражения, колебательные характеристики которых подобны колебаниям самих рецепторов.
- Восприятие основано на принципе подобия колебательных параметров нервных импульсов, воспринимаемыми органами чувств, аналогичным характеристикам информации, хранящейся в мозгу.
- Эмоциональная окраска воспринимаемой информации определяется состоянием организма в момент ее поступления и предыдущим опытом, сохраненном в памяти в виде энграмм.
- Образование энграмм происходит в момент синаптической передачи сигнала на нейрон с возникновением электромагнитного поля, являющегося информационным следом, остающегося на длительное время в жидких межклеточных структурах.
3. Гомеопатические препараты, подобранные по подобию психическим симптомам, изменяют энграммы, хранящие информацию о патологических процессах, вызывающих эти симптомы.

Цитируемая литература:

1. Александров Ю.И. и др. Основы психофизиологии. Учебник. М,ИНФРА-М, 1998. С.431.
2. Биохимия мозга, Под ред. И.П.Ашмарин, П.В.Стукалов, Н.Д.Ещенко, Изд. СПб университета, 1999. с.326.
3. Бройтигам В, Кристиан П, Рад М. Психосоматическая медицина. М.ГЭОТАР, Медицина, 1999, с.373
4. Вилли К., Детье В. Биология (биологические процессы и за коны). М,"Мир",1975. С.822.
5. Ганенман С. Органон врачебного искусства. М, "Атлас". 1992. С.206.
6. Георгиев Г.П. Структурно-функциональное исследование генома человека. // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. Сер. Геном человека. -1991.Т1.,С.172.
7. Годфруа Ж. Что такое психология. М. «Мир», 1992, Т. 1,2, с.491, 370.
8. Ениг В. В кн. Физиология человека. Т.2, М. «Мир», 2000, с.343-383.
9. Зенин С.В. Новый подход к научному обоснованию гомеопатического метода//Материалы съезда гомеопатов России, Новосибирск, 1999.
10. Комиссаренко А.А., Салычева Л.В. Биологические механизмы защиты организма и гомеопатический феномен//Международный медицинский журнал IMI 2000J^4, c.242-246.
11. Лурия А.Р.Процесс отражения в свете современной нейропсихологии//Вопросы психологии,1968, 3, 148-155.
12. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Изд. «Педагогика», М.,1970, с.495.
13. Серков Ф.Н., Казаков В.Н. Нейрофизиология таламуса. Киев: Наук, думка, 1980.-С.260.
14. Слесарев В.И. Химия: основы химии живого. СПб. Химиздат, 2000.
15. Сингер М, Берг П. Гены и геном. М. «Мир», Т.2, 1998
16. Роял Ф.Ф.//Вестн.биофизич.медицины,-1992,- N1,- С.14-27.
17. Шмидт Р. В кн. Физиология человека. Т.1, М. «Мир», 2000, с. 129-170.
18. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности человека. СПБ, 1999, с.125.
19. Циммерман М. В кн. Физиология человека. Т.2, М. «Мир», 2000, с.333-342.
20. Физиология человека (Compedium) под ред. Б.И.Ткаченко и В.Ф.Пятина., СПб, 1996. С.423.
21. Becker R. The Body Electric: Electromagnetism and Founda tion of Life. New York. William Morrow and Co.,1985, p.142.
22. Bloom F., Lazerson A., Hofstadter L. Brain, Mind and Bhavior. New York, W.H.Fredman, 1985.p.248.
23. Cohen I.B. Revolution in Science. Cambridge, Mass., Belknap Press of Harvard University Press, 1985, 427-430.
24. Hebb D. The effect of erly and late brain injure upon test scores// Proc.Amer. Philos. Soc., 1942. Vol. LXXXY.
25. Hucho F. Einfuhrung in die Neurochemie Weinheim, Verlag Chemie, 1982.
26. Lashley K.S. The Neuropsychology of K.S. Lashley. New York. McGraw – Hill, 1960.
27. McGaugh J.L., Gold P.E. Modulation of memory by electrical stimulation of the brain//Neural mechanisms in learning and memory. Cambridge. Mass. 1976, p.46.
28. Woody C.D. Understending the cellular basis of memory and learing. Ann. Rev.Psychol., 37, 433-493, 1986.
29. Rosenzweig M.R. Leimann A.L. Physiological Psychology. Lexington Mass, D.C.Heath, 1982.
30. Van Wijk R., Schamhart D.H.J.: Regulatory aspects of low in tensity photon emission. Experientia, 1988, 44(7), pp. 586-593
http://medicalcare.ru
 

Курс повышения квалификации по ветеринарной гомеопатии для ветеринарных врачей в  СПб ГАВМ.

Далее...

Кто в онлайне

Сейчас на сайте находятся:
1114 пользователей

Cчётчик

Рейтинг@Mail.ru